Бурзянцев Александр

Биография

Александр Бурзянцев (1928-1997)

Заслуженный художник РСФСР(1987), Народный художник БАССР(1979), Заслуженный художник БАССР(1966)

Лауреат государственной премии БАССР имени С. Юлаева (1986)

Статья к выставке «Александр Бурзянцев. К 85-летию со дня рождения».

«Выставка посвящена 85-летнему юбилею видного мастера российского, башкирского изобразительного искусства Александра Даниловича Бурзянцева. В её экспозиции – произведения из собрания семьи художника и частных коллекций. Полотна живописца украшают собрания десятков музеев страны, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея, Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Это был яркий мастер, который виртуозно владел средствами живописи, обладал даром поэта и философа, что позволило ему создать множество произведений гражданственного и поэтического звучания.

Экспонируемые работы раскрывают круг творческих исканий и интересов художника на протяжении различных периодов его творчества. Сохранившиеся произведения раннего периода творчества расширяют наше представление о характере дарования мастера, которого широкий зритель знает преимущественно как пейзажиста. Они говорят о том, что он успешно работал и в портрете. Таков его «Автопортрет» 1957 года. Он передаёт настроение художника тех лет, когда шло активное осмысление самого себя и своего предназначения. Аскетичность цветового решения подчёркивает внутреннее напряжение героя, а быстрый, широкий мазок – словно воплощение его порывистой, динамичной натуры.

Определяющее влияние на формирование творчества А.Д. Бурзянцева оказал его педагог по Пензенскому художественному училищу им. К.А. Савицкого, о котором он писал: «Был Великий Учитель – Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Учил не ремеслу – духу… Я взял от Силыча любовь к прошлому и настоящему России, его настрой на беспощадное отношение к себе ради творчества».

А.Д.Бурзянцев вложил своё понимание красоты Родины, одинаково близкой и дорогой ему и в уральских, и в есенинских мотивах, и в изображении заветных её уголков, ассоциирующихся с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Б.Л. Пастернака.

В зрелый период и в последние годы жизни Александр Данилович часто обращался к сюжетам ранних работ, повторял их, так как его не отпускала излюбленная тема, найденная им во время поездок по Уралу в 1950-1960-е годы – «В старом городе»(1986), «Сыростан»(1992), «Сим-городок»(1996). Урал предстаёт в этих работах в неизменном величии, с холмами и просторами, с приметами исконной старины – демидовскими заводами, церквями, крепостными стенами. Художник с ностальгическим чувством передаёт красоту, пластику старины, которая особым духовным смыслом окрашивает современную жизнь. Магическая сила полотен Бурзянцева – в его умении показать сопряжение времён, сливающихся в единый гармонический мир. Тема уральской природы сопровождала мастера всю жизнь, им созданы лирические и эпические полотна, вошедшие в собрания музеев страны. Он любил и умел писать зиму, находя в этих мотивах особую романтику и красоту светоносных, чистых красок, что мы видим в холсте 1977 года «Бианка».

Обширную серию работ создал живописец в результате поездки в 1968 году в Суздаль. В конце 1974 года судьба, которую, по словам художника, он искал сам, привела его в Переделкино, где жил и творил Б.Л. Пастернак. Неизменно просветлённое отношение к жизни, вера в неё, понимание неразрывной связи творческой судьбы поэта с Россией слышатся в работе «Храм в Переделкино»(1974). Композиция «Переделкино. Натюрморт с лимоном»(1975) своим изяществом передаёт особую духовную атмосферу, сохраняющуюся в доме поэта.

С непременным постоянством художник обращался к есенинской теме, начиная с 1970 года, когда он впервые посетил родину любимого поэта Сергея Есенина. Самый дорогой мотив этой серии – «Избушка поэта»(1973) показывает усадьбу родительского дома в окружении цветущего майского сада. Ликующая, мощная, страстная вера автора в жизнь определяет поэтический мир этого полотна, погружающего взгляд зрителя в кипение красок, линий. В 1993 году А.Д. Бурзянцев по воспоминаниям исполнил лирическую композицию есенинского цикла «Константиново. Эта земля – родина С.Есенина», а в 1995 – одну из последних своих работ, подлинный шедевр живописи «Усадьба Есениных». В ней запечатлено всё близкое и дорогое сердцу поэта – «золотая бревенчатая изба», «плетнёвый палисадник», погружённый в весеннее цветение, и крутой косогор, за которым «синеет тихая река», и высящийся на нём белоснежный храм, как олицетворение светлых жизненных начал. Всё это с блеском мастерства облачено в такую пластическую и живописную форму, которые придают полотну необычайную выразительность. С упоением играет живописец драгоценными переливами красок, как опытный симфонист, слагая их сложный цветовой регистр в единую гармонию.

В 1987 году Александр Данилович совершил творческую поездку в село Кляшево Чишминского района, на родину Мустая Карима, в результате которой создал ряд интересных произведений, в том числе и экспонирующуюся композицию «Колодец Мустая»(1987). В ней – свойственное художнику умение претворить увиденное в эмоционально, художественно выразительный образ.

С 1980-х годов в творчестве мастера значительное место заняла новая тема – образ родного города Уфы. Он нашёл воплощение и в экспонируемых на данной выставке работах 1993-1996 годов, в которых поэтическое преломление получили мотивы с изображением конкретных уголков Уфы, а также в полотнах обобщённо-поэтического звучания.

Что бы Бурзянцев ни писал, какими бы ни были его композиции, в них всегда – лики земной красоты, жизнь с многообразием её явлений.

19 октября 1995 года Александра Даниловича с днём рождения поздравил Мустай Карим, написавший на своей книге: «Апостолу добра и красоты, отменному Мастеру, Другу моему Александру Бурзянцеву с преклонением перед его искусством». Настоящая выставка – наша благодарная и светлая память о замечательном художнике, великодушном и порядочном человеке – Александре Даниловиче Бурзянцеве».

В.М.Сорокина.

Искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова, заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии имени П.М. Третьякова.

Работы

Поделиться с друзьями:
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники