Искусство для искушённых людей
После Пикассо, Дали, Миро и так далее, остаётся только «краску гонять из угла в угол», чтобы демонстрировать, что автор также из этой когорты. Но это самообман, а зритель — он в разной степени подготовленности к восприятию. Дело не в осведомлённости и образовании — абсолютно нет. Просто все разные в желании воспринимать остроту жизни. Например: «прикольно», «круто», «продвинуто», «креативно» или «не надо меня волновать», «мне и так хорошо» и «пусть всё остаётся как есть». Но почему‑то летают самолёты и без мобильника и планшетки как без рук.
Предметов вокруг нас всё больше и больше, и они всё изощрённее — как будто - а может и нет. Всё решает движение в истории, поступательный процесс, с которым оказываешься в фарватере современности, актуальности происходящего вокруг.
Если предмет переместить в художественное пространство, он вдруг оказывается в контексте истории. Можно конечно сказать — да, это «ready made», но всё гораздо сложнее. Одно дело Марсель Дюшан выставил писсуар («Фонтан»), другое дело человеческий череп, украшенный невероятным количеством реальных бриллиантов Дэмиена Херста. В любом случае речь идёт об осознании действительности. И чем более внятнее, действеннее, приближённее к ней художественное осознание, тем оно «круче и прикольней».
Наиль Байбурин