8 октября — 8 ноября 2014
Радик Гарифуллин
Флаги
Флаги, знамена, хоругви, штандарты – испокон веков они сопровождают историю человечества. Эмблемы страны, клана, команды, города, партии – у каждого свой вид и цвет, своя различительная функция. Это древние мощные символы власти и знатности, гордости и чести. Детям советского времени лучше всего понятны трепещущие алые океаны первомайских и ноябрьских демонстраций, заполонявшие проспекты и площади.

Радик Гарифуллин тоже родился и вырос в пресловутом флаговом апофеозе, но он решил пойти от обратного – повернуть нашу генетическую привязанность к этому символу в совершенно иное русло. Возможно, это началось с картины «Флажки», где он, вроде дурачась или играя в детские собиралки (марок, спичечных коробков, значков), создал на полотне коллекцию весёлых несуществующих флагов, в присущем ему структуралистском стиле. Идея вылилась в объемный проект «Флаги», обросла новыми смыслами

В этой коллекции флаги брутально сколочены из обрубков старых досок, фанерных обрезков, из останков нашего невозвратимого прошлого, собранных на заброшенных дачных участках, в деревенской глуши и просто на свалке. И в каждом флаге заключена своя душа, свой алгоритм. Но как бы назло гордой государственной миссии, они работают как предъявления частей человеческих душ, по словам художника. Флаги играют роль маркеров различных состояний человека, которые бесконечно сменяют друг друга. В одном флаге звучит теплая грусть, в другом – бесконечная усталость, в третьем – крик восторга. Зритель волен представлять свою версию каждой страны, под ними нет подписей с названиями. О чем бормочет кусок беленого соснового бруса, или скрипит щепа раскоцанной фанеры, в которой с непонятной самому себе радостью узнаешь следы детсадовского стульчика, боковину снеговой лопаты или кусок венца черной бани? Объединяет их то, что все они рождают теплые эмоции. Это не просто деревяшки – эстетические сегменты, бывшие рабочие части, ведь Гарифуллин использует лишь вторичную древесину (recycle wood), обглаженную не только дождем, ветром, и жуками-древоточцами, но и руками человека.

Эльвира Каримова
Журнал «Рампа» №10. 2014

Выставочный проект Радика Гарифуллина «Флаги» приурочен к 55-летнему юбилею автора. Радик Гарифуллин активно участвует в региональных, международных, групповых выставках, является членом Союза художников России. Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства Радик Гарифуллин живет и работает в Уфе. На концептуализацию проекта «Флаги», как отмечает сам автор, повлиял художник Ринат Волигамси. На выставке была представлена также живопись художника. Знаковые композиции, созданные в 2013 и 2014 годах, как всегда впечатлили своей образностью, оригинальным цветовым решением и функциональностью.

Новый проект «Флаги» дает возможность зрителю не только окунуться в магический мир искусства, но и обнаружить дополнительные смыслы и значения флага как арт-объекта. Флаг – это не только символ принадлежности к советскому времени, к которому возвращается автор, но и способ демонстрации определенного психологического пространства. Существуют внутренние отношения между образом флага и сознанием художника. Эти отношения обусловлены переживаниями детства, идеалами, которые взращивал советский режим. Была вера в образ светлого утопического будущего, которое не наступило. В выставке считывается тема ностальгии по ушедшему времени, времени не оправдавшему надежд. Флаги выступают как маркеры различных состояний, бесконечно сменяющих друг друга чувств. В них заключена история, понятная не только автору, но и зрителю, имеющему отношение к советскому. Автор сооружает различные по форме и фактуре флаги, сосредотачивая в каждом из них различные энергии и эмоции – это и беспечная детская радость, и бесконечная грусть, светлая тоска и аскетичная печаль, многообещающая вера и боль утраты.

Для советского мальчишки с флагом связан целый игровой пласт со своей уникальной гаммой переживаний. В детстве флаг – это элемент игры, знамя, под которым можно объединиться ради достижения общей цели, пусть и на вымышленном игровом поле. Художник Радик Гарифуллин пытается работать с теми зонами бессознательного, в которых советское оставило свои особенные следы и образы. И эти образы требуют рефлексии, переосмысления, а, точнее, выхода в зону сознательного, где свобода от них становится возможной. Флаг, одна из любимых игрушек детства, становится арт-объектом. Можно сказать, что художник продолжает игру, но только на площадках галерей и выставочных залов.

Можно даже говорить о том, что флаг – это некая зона манипуляции. Игрушка как объект манипуляции, как нечто довлеющее над зрителем или над играющим. Этой теме отведено свое место в современном искусстве. Таким образом, понятна интенция автора работать с зонами бессознательного и оправдан интерес к психоанализу и гештальтпсихологии, поскольку создание проекта «Флаги» — это попытка, как уже было проговорено, освободиться от встроенных еще в детстве идеологических шаблонов восприятия окружающего мира, желание взглянуть на советское «поверх идеологических репрезентаций», используя язык современного искусства.

Адель Раппорт