18 сентября — 4 октября 2014
Василь Ханнанов
Азия
В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог,
Там живет задумчивая пери.
В Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог.
С.Есенин

В 1924-25 годах Есенин всей душой стремился в Персию. Очарование Востока, мечты о загадочной «голубой да веселой стране» захватили его, проехавшего Кавказ и застрявшего в Баку, и позволили достичь высочайшего творческого взлета. Там были созданы стихи «Русь уходящая, «Письмо к матери», поэма «Анна Снегина» и 15 потрясающих стихов из цикла «Персидские мотивы». Он рвался в Шираз: «Поймите, я еду учиться. Там ведь родились все великие персидские лирики». Но поэту не суждено было добраться до этой страны, отворить эти двери. С.М.Киров, опасаясь за жизнь поэта в охваченном революционном пламенем Тегеране, даже распорядился устроить ему «иллюзию Персии в Баку»…

Стихи этого небольшого цикла необыкновенно живописны. В них, словно в старинных персидских коврах, как будто собраны все цвета (и цветы) «голубой и ласковой страны», и «свет вечерний шафранного края», и «золото холодной луны», и «синие цветы Тегерана». Сама их ритмика словно повторяет орнаменты ковра. Это не случайно. Вся история древней Персии – это история ковроделия, которому нет равных в мире. Ковер традиционно ассоциируется с моделью земного рая, с его вратами. Это не только защита от холода и сырости, не только красота дома. Ковер служил дверью в шатер. Возможно, поэтому есенинская иллюзия проникновения в райские персидские кущи была такой полной. Серия «Персидские мотивы» Василя Ханнанова — своеобразный парафраз. Сто лет назад, в 1914 году было издано первое стихотворение молодого поэта «Береза» в журнале «Мирок». И сейчас в галерее «Мирас» Василь нашел повод отдать дань любимому поэту экспозицией женских портретов (или вновь оживших ковров). Глаза «задумчивых пери» глядят на нас из «медальонов» (т.е. центра полотна), обрамленные массивным орнаментальным бордюром теплых и насыщенных цветов Востока, как продолжение мечты Есенина. Винно-красный закат, охра пустыни, глубина синего неба, голубые переливы родников. Взаимоотношения с цветом вообще у ВХ – особые. Например, на Бали среди буйства тропических красок он решил делать монохромные работы. В случае с Есениным, у которого в персидском цикле явно превалирует голубой и синий, что тоже символично, Василь использует синий, индиго, голубой очень широко: и как фон, и как основу силуэтов. Как по контрасту, строгая графика прекрасных ликов, будто «камера обскура» из глубины веков. В классических исфаханских, ширазских, темризских коврах «медальон» заключал в себе Всевидящее око или священный цветок лотоса, тексты писаний и древние стихи.

Эльвира Каримова


В уфимской галерее «Мирас» с 18 сентября по 4 октября состоялась персональная выставка заслуженного художника Башкирии Василя Ханнанова. Новый выставочный проект «Азия» — это созданная сердцем и руками живописца художественная дверца, приглашающая зрителя соприкоснуться с магией и напряженной чувственностью Востока, романтичной откровенностью есенинской поэзии, и, конечно, мировосприятием самого художника. На реализацию проекта «Азия» художника вдохновила прошлогодняя поездка в Тегеран. В галерее из пятидесяти работ проекта было представлено только двадцать семь, объединенных под общим названием «Персидские мотивы».

Автор использует оригинальную технику для изобретения своих полотен. В старые ковры, собранные художником в разных местах или принесенные друзьями в его мастерскую, вложены портреты женщин, пожелтевшие и потрепанные временем книжные листы стихотворений Есенина из цикла «Персидские мотивы», портреты поэта, графические пейзажи. Ковер служит рамкой для изображений, и этот смелый шаг раздвигает границы обычного восприятия картины. Казалось бы, зачем собирать давно вышедшие из моды ковры и давать им новую жизнь? «Сохранить, спрятать, сберечь» — одна из задач искусства, отвечает автор выставки.

В процессе работы над проектом художник использовал натуральные материалы – какао, шафран, глину, натуральные красители. Художественные полотна Василя Ханнанова интересны не только своим экстравагантным стилем, но и функциональностью, присущей изделиям декоративного искусства. Ковры проекта «Азия» не только украсят любой интерьер, но и создадут атмосферу для созерцания и размышлений о чем-то важном, о любви и красоте, о жизни и смерти.

Образы женщин на декоративных полотнах проекта «Азия» аскетичны по внешней форме, но содержание их полно жизни и света — о чем дают знать их искренние улыбки и многозначные таинственные взгляды. Особое внимание привлекают ковры, в которых вырезаны силуэты влюбленных пар, окруженных строчками или целыми стихотворениями из «Персидских мотивов». Василь Ханнанов, создавая образы наслаждающихся влюбленных, заботливо собирает для них обрамления из ковров ушедшей эпохи, ритмично вплетая орнаменты и узоры, освещает их нежным лунным светом и как бы защищает пылким духом русского поэта, влюбленного в жизнь.

Василь Ханнанов тоже влюблен в жизнь, в искусство, в работу. Профессия художника, отмечает автор «Азии», предполагает постижение самого себя, общение с Богом как с самим собой, тотальное погружение в мир разнообразных чувств и образов. А руки – это то, с помощью чего мы предъявляем свою любовь к миру. «Руки не обманывают» — утверждает Ханнанов. Не теряя драгоценного времени, он стремится познавать и исследовать каждый день. Работа над произведением искусства для него является вызовом. «Искусство создается из молитвы» — глубокий философско-религиозный принцип, которого Василь Ханнанов всегда старается придерживаться на своем творческом и жизненном пути.

Адель Раппорт

Фотоотчет с мероприятия