С 17 апреля по 8 мая Галерея «Мирас» презентует первую выставку проекта «Арт-доминанты интерьера» — «НАТЮРМОРТ».
«Натюрморт» – первая выставка перспективного выставочного проекта «Арт-доминанты интерьера», цель которого – продемонстрировать доминирующее положение произведений искусства в дизайне современного интерьера. Обращение к натюрморту в этом контексте наиболее актуально, достаточно вспомнить, что, возникнув в ХV–ХVI веках, натюрморт рассматривался сначала только как часть исторической или жанровой композиции и именно по этой причине играл важнейшую роль в синтезе жанров. Примеры тому – натюрморт как гирлянды цветов, обрамляющие образы Христа и Богоматери, и натюрморт как украшение деталей мебели и интерьера. И даже когда в 40-годы ХVII века натюрморт приобрёл в искусстве Голландии и Фландрии «статус» самостоятельного жанра, то и тогда он ещё некоторое время оставался «картиной в картине», то есть сохранял свою синтезирующую функцию. Но так было недолго. Пришло время, и появился особый тип голландского натюрморта – натюрморт симметричный, в котором изображённые предметы, выстроившись в ряд на столешнице, откровенно «демонстрировали» свои уникальные физические свойства. Чуть позже натюрморт приобрёл композиционную свободу и максимальную живописность и в некоторых случаях – аллегорический смысл; «малые голландцы» и вслед за ними все остальные великие натюрмортисты Европы утвердили представление о натюрморте как о жанре, открывшем мир предметов, живущих «тихой, неподвижной жизнью». Натюрморт, особенно цветочный, стал одним из любимых жанров: его визуальная красота, приносящая мгновенное эстетическое наслаждение, послужила стимулом для украшения натюрмортами интерьеров бюргерских домов. Росший год от года интерес к натюрморту выразился в многообразии натюрмортных типов: это голландские и фламандские «завтраки», «десерты», «сервированные столы», «лавки», «рынки», «учёные», «иллюзионистические», «роскошные» натюрморты, испанские «бодегонесы».
В искусстве России, в отличие от Европы, натюрморт появился только в ХVIII веке и до конца ХIХ века находился на уровне «низшего» жанра: его воспринимали главным образом как учебную постановку и живопись цветов и фруктов. Подлинный расцвет русского натюрморта связан с началом ХХ века и во многом обязан европейскому натюрморту второй половины ХIХ – начала ХХ века и натюрмортам художественного объединения «Бубновый валет».
Современный российский натюрморт, занимающий важнейшее место и в живописи, и в графике, вобрал в себя все достижения многовековой мировой натюрмортной живописи – её основные предметные и природные формы, разнообразие колористических и композиционных решений. Большое значение в современном натюрморте приобрёли символизм и метафоризм образов. Сохранив в себе своё главное эстетическое предназначение, названное Давидом Бурлюком «пиршеством для глаз», современный натюрморт в то же время далёк от своего первоначального определения: к «мёртвой природе» или к «тихой жизни» он не имеет никакого отношения. Напротив – предельно выразительный, подчас неожиданный, сублимирующий в себе неповторимость авторской концепции, выражающий мироощущение художника, натюрморт по-прежнему занимает особое место в интерьере и часто диктует его стилистику. Представленные в экспозиции выставки натюрморты – убедительные тому свидетельства, а если учесть, что их авторы – не только известные художники Башкортостана, но и убеждённые натюрмортисты, – то становится прогнозируемой та радость, которую может испытать каждый, кто станет обладателем хотя бы одного из этих произведений.
Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова по науке, куратор проекта