«НЕОБЪЯСНИМОЕ» - серия работ в технике «масляной графики», а всего на выставке в пространстве галереи «Мирас» представлены живописные и графические работы разных периодов творчества Александра Соболева. (Серия живописи «…», «У Христа за пазухой», 2012).
С годами видоизменяется его тематика и техника, цветовые и формальные предпочтения, но во всех трансформациях звучит запоминающийся голос автора. Александр говорит на «детском языке» крайнего примитивизма, который ему удаётся весьма натурально имитировать. Однако его картины адресованы взрослым, а вовсе не детям, от которых взят лишь метод. Маленький ребёнок вряд ли сможет объяснить словами свой рисунок, за него говорят цвет, линии, общий эмоциональный настрой картины.
«Детский лепет» Соболева также трудноизъясним, но в его пространствах, тревожных и безмятежных, алогичных и часто подёрнутых чёрным юмором, живёт состояние и настроение, подспудная драма, анекдот или интрига - «некая скрытая конструкция», по его словам. Иногда это напоминает психологический пазл, где некоторые части потеряны. Автор намеренно не желает ничего объяснять, «дабы не вводить зрителя в ещё большее заблуждение» (А.С.), разве что даёт туманный намёк на контекст времени и места, на сюжетную коллизию. Далее зритель должен (или не должен) работать сам, включая воображение и чувства.
Небольшие по формату, но очень сильные по энергетике, его картины сценичны, как фрагменты пьес театра абсурда, и так же эмоционально насыщены. Глядя на них порой хочется разрыдаться или разразиться саркастическим смехом, а иногда застаёшь себя на очень личном, не всегда приятном разговоре с самим собой. Это необъяснимое чувство эмпатии, сострадания к неизвестной драматической ситуации, к человеческому одиночеству, к превратностям любви, выраженное столь просто и странно - откуда оно? Из тревожных сновидений, из романов Кафки? Из стихов Блока и других символистов? Из смутных воспоминаний раннего детства, когда еще не созданы логические связи и слышны лишь волнующие отзвуки прошлых жизней?
Необъяснимое внутри нас существует в реальности, и Соболев с ним активно работает, изучает его комнаты и лабиринты. Орудует он при этом спорными, иногда диссонансными цветовыми отношениями, интуитивными образами и формами (порой дерзко-эротичными), парадоксами композиции и смыслов. Как в живописных изысканиях, так и в графике он ставит себе формальные задачи, смело пробует различные материалы и техники, изучая особенности фактуры, свойства и средства выразительности (недаром одно из направлений его творчества – полусерьёзная «Кафедра психофизики»). Главное в построении этих конструкций – баланс эмоционального напряжения и расслабления, густой замес чувств – не для этой ли густоты в грунтовку холста иногда добавляется песок, а графические работы создаются маслом на мелованной бумаге. Александр честен и доверительно открыт со зрителем, даже когда ставит его в тупик, слегка шокирует, заставляет плакать или смеяться. Тем и притягательны его картины.
Эльвира Каримова
Режим работы галереи «Мирас»:
Понедельник – пятница с 12.00 до 20.00,
Суббота с 12.00 до 19.00, воскресенье – выходной.
Категория 16+
Вход свободный.
г.Уфа, ул. Цюрупы 7, Sheratonplaza Ufa Congress Hotel, 2 этаж.
Телефон: 8(347) 273-17-71 +7 989 95-74-016
e-mail: ufa.miras@gmail.com www. miras.ru