Керамист.
Окончил Башкирский государственный педагогический институт, художественно-графический факультет
Член Союза художников России с 1995 года.
Член Новой императорской Академии художеств России с 1999 года. Участник (с 1982 года) республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок и симпозиумов.
Участник творческих групп и симпозиумов в России и Турции.
В настоящее время живёт и работает в городе Уфа. Преподаёт в УГАИС.
«Дорогой Виталий!
Униженное и оскорбленное зверье всем континентов, загнанное в концентрационные лагеря и тюрьмы, которые лицемеры лукаво называют зоопарками и заповедниками, обращаемся к тебе — нашему единственному последнему защитнику. У людей есть Святая Мать-Тереза, Николай-угодник и другие. Мы требуем. Чтобы у нас тоже был святой, и это будешь ты – святой Виталий Животворящий. Мы скоро исчезнем с лица планеты, последние из нас умрут в грязных клетках, и останемся мы только в твоих работах. Парно- и непарнокопытные, хордовые, членистоногие и сумчатые, мы любим и верим в тебя. Лепи. Ваяй наши печальные морды, хоботы, ласты, рога и копыта, наш дорогой Виталий.
Хрюканье, мяуканье, кукареканье, свист перевел на человеческий Игорь Налепин. (приносящий извинение за потерю чистоты и изящества стиля оригинала)»
«Виталий Николаев — чуваш родом из Башкирии. И не просто из Башкирии, а из тех самых мест, откуда происходит классик чувашской литературы Константин Иванов. Возможно поэтому, став художником-керамистом, Виталий Николаев продемонстрировал склонность к мышлению образно-мифологическому.
Этот автор, работая с шамотом, материалом вроде бы будничным и нероскошным, пытается видеть в привычном непривычное. Николаев — автор целой серии произведений о сотворении …колеса. Он выстраивает сложную путь-дорогу, на которой из глины постепенно получается нечто круглое вертящееся. Предположи, это мне, одному из зрителей, кажется-мерещится, что тут что-то крутится. Но спираль, обозначающая, тяжкий путь познания, — ее-то все видят! Чешуистая, желтовато-коричневая поверхность шамота – словно уточнение: дорога эта по суглинкам, тяжела, обманчива…
Искусство Виталия Николаева гуманистично. И доказательство этому то, что художник любит изображать животных, реальных и выдуманных. Вымерших и живущих рядом с нами. Сколько носорогов он вылепил, и все они разные…
Колесо художник пересотворил для человека, чтобы понять человека. И зверьем он населяет свой художественный мир для человека. Его вазы имеют причудливые формы. В своих декоративных тарелках и пластах наш автор живописен. Он помещает тут причудливые орнаменты и пейзажи. Они — часть мира, который старается постичь Звездочет… »
Александр Касымов, журналист