Галерея MIRAS не осталась в стороне от важного события – 450-летия Уфы. Мы захотели воспеть оду прошлому, настоящему и будущему родного города.

Каков облик современной Уфы? Величественный, поражающий, впечатляющий, торжественный - с одной стороны; приветливый, знакомый, простой, родной – с другой. Как говорить о привычном городе, стремительно меняющемся в настоящем? Искусство – универсальный вневременной язык, обладающий самой великой силой сохранения образа и трансляции авторской позиции как видения целого поколения. Наша задача преподнести зрителям многослойный портрет Уфы, который собран из мозаики работ современных башкирских художников.

В экспозицию вошли уникальные фотографии Евгения Вайднера. Фотохудожник, обладающий удивительным талантом тонко чувствовать настоящее, предоставил невероятные кадры. Ностальгические ряды пионеров и вожатых; потрясающая панорама руин гостиного двора, который в современной Уфе после ремонта стал местом назначения встреч и отправной точкой для туристических маршрутов; массовый митинг на площади перед Курултаем с поднятым флагом на переднем плане, выразительно увенчанным черепом коровы. Фото с подземным переходом, где нас встречает не только небо с надвигающимися облаками, но и просящая мать с младенцем. Таким было видение автора на пороге изменений.

Галерея начинала свою деятельность совместно с художниками группы «Чингисхан». Расих Ахметвалиев – один из успешных башкирских художников – чингисхановцев, признанный мастер живописи, трепетно относящийся к родным местам. В экспозицию вошли два ранних городских пейзажа автора. Привычные виды, проникнутые легкой атмосферой сонной окраины, могли быть написаны не только в Уфе, а в любом российском городе. В работе «Детский сад, зима» пустая площадка символически перекликается с темными окнами и одиноким деревом, а красные акценты в виде качелей, горок и рам создают ритмы тревожного ощущения. На полотне «Старый хлебзавод. Телецентр», казалось бы, традиционном пейзаже уже чувствуются отклики будущей более зрелой медитативной манеры живописи Ахметвалиева, которой можно насладиться в картине «Лето в Уфе». Изобразительные моменты уже не столь актуальны, остается лишь след в сознании человека в совокупности с игрой красок, не напрямую связанных с образом, но лучше любого натуралистичного изображения воплощающие впечатление от действительности.

Взгляд на Уфу ещё одного чингисхановца Рината Харисова не оставит зрителя равнодушным. Отбросив все не нужное, автор строит композицию при помощи своих любимых приёмов: геометричность, открытость, наивность. Харисов пишет дом № 17 по улице Октябрьской революции, на оконной раме которого горит красная звезда. Строение напоминает кукольный домик из-за своей «прозрачности». Детали композиции повествуют зрителю об обитателе дома – художнике. Зритель не знает точно напротив героя его жена, просто возлюбленная, или натурщица. Не совсем понятно, маэстро только приступил к портрету или пишет яблоко, постигая таинства формы и светотеневые контрасты, не взирая на отвлекающие факторы в виде заинтересованной в контакте женщины, что придает ещё и комичность образу. На втором этаже на полках, украшенных изящными салфетками, виднеется праздничная посуда и статуэтка Эйфелевой башни, как традиционный символ вдохновения любого художника. Неотъемлемым атрибутом его картин являются неслучайные словесные комментарии и надписи на родном языке. Интересно, что название самой улицы написано разговорным языком как бы переплетая татарское «урамы» с «Октябрьской революцией» в русском склонении. Зритель может узнать, что этот дом из стекла и камня только из подписи внизу картины, потому как в жизни его снесли, освободив место для небоскрёба.

В современных высотных зданиях Галия Байгужина видит торжественное воплощение вселенной. Колорит картин художницы - само воплощение ликующего города. Символическое изображение объектов реальности перерастает в форму феерической фантазии. Мы видим не просто дом с большими окнами, а отраженное небесное сказочное королевство, разделённое сегментами, словно конструктор.

Ценный яркий акцент экспозиции – ковёр «Рождение луны»Нелли Акчуриной, которая с помощью образного языка преподносит зрителю свою интерпретацию известной легенды. По одной из версий, девушка Зухра пошла вечером за водой. Под ярким лунным светом она заметила (или ей показалось) большую кость. Не успев в полумраке разобраться, что это было на самом деле, Зухра домыслила, будто это кость падшего могучего батыра, а сама она мечтала о таком крепком муже, чтобы дети у них были здоровые и сильные. После этого месяц забрал её к себе. В работе Нелли девушка представлена в переходной стадии – антропоморфной горы.

Совершенно иной взгляд у Саши Шевниной, урбанистки, воспевающей постсоветский город. Художник в основном пишет с натуры на небольших холстах, специально ищет безлюдные места. Мы не встретим в пейзажах ни одного человека, но каждый из жителей Уфы увидит знакомые места, словно поэтичный сон, сотканный из детских воспоминаний. Ни в одном из пейзажей зритель не является участником событий картин, мы наблюдаем за изображаемыми знакомыми видами очень отстраненно. Искусство Александры Шевниной — красивый гимн одиночеству.

Тимофей Дорофеев выражает идеи о будущем. На его работе страж порядка со служебной «собакой» представлены в виде роботов. По современным данным, у этих устройств на самом деле очень небольшое время работы и очень малый переносимый груз, но рядом мы видим полицейскую будку, где, вероятно, правоохранители могут получить питание для продолжения службы. В композиции идиллия живого и электромеханического. Между тем возникает вопрос: почему курьером работает по-прежнему человек? Такое гиперболическое представление грядущего видится вполне допустимым, учитывая узнаваемость изображенного перекрестка для уфимцев.

Ольга Цимболенко находит выход в борьбе с одиночеством. Человеческий персонаж на её картине изображен в момент игры в шарики с попугаем, птицей, способной подражать речи. Наследуя каноны иконописи, в которых действуют законы обратной перспективы, художница пишет пространство, интерьер обставлен привычными массивным столом и креслом из запасов прошлых эпох, где мир был прост, люди ходили по вечерам в гости без предварительных звонков и сообщений. Возможно, дама в кресле как раз собирается куда-то пойти, раз на ней плащ, или, напротив, она только пришла, подготовив для гостей чашу черешни.

Концептуальные работы Вадима Халитова посвящены внедрениям в повседневность символов извне. Словно за золотой сетью сот, виднеются кадры старых кинохроник. В диптихе «Башкирский праздник» художник преобразует образы, внедряя в быт. Неотъемлемый атрибут любого праздника - мёд, по мнению автора, составляет часть нашей национальной идентичности, пройдя мифологизацию, становится более актуальным и востребованным.

Образы в диптихе Александра Соболева «Лунатики» и «Пелена» лишены какого-либо контекста. Вдохновленный родными краями, автор помещает сливающиеся с природой силуэты сомнамбул, загадочно движущиеся в одном направлении, оказываясь в итоге на поле или ином месте. Границы в произведениях размываются, предоставив зрителю простор для интерпретаций.

Проект «Ощути притяжение» - с одной стороны, предложение зрителям получить незабываемые впечатления от произведений искусства. С другой, история про художников, которые родились, живут и изображают родной город: Галия Байгужина, Евгений Вайднер, Тимофей Дорофеев, Александр Соболев, Ольга Цимболенко. Другие творцы, один раз связав свою жизнь с Уфой, уезжали и вновь возвращались: Расих Ахметвалиев из Франции, Ринат Харисов из Канады, Нелли Акчурина из Санкт-Петербурга, Саша Шевнина из Балашихи. Вадим Халитов выбрал для творчества столицу Башкортостана сам, но есть и та, которую фатум переселил сюда. Алён Савельева, оказавшись в Уфе в 2014 году, первое, что сделала - нарисовала графическую серию портретов домов по зарисовкам на улицах, где и начала своё знакомство с городом.