Экспозиция двух художников – это всегда диалог. Это полярность и общие русла, полемика и созвучие, это рефлексии — отраженный свет. Особенно когда дело касается выставки отца и дочери. В галерее «Мирас» представлен своеобразный творческий дуэт — живопись выдающегося уфимского художника Владимира Алексеевича Панченко и керамика его дочери, скульптора из Москвы Анны Панченко. Виды и жанры их творчества, стилистика и техники, казалось бы, совершенно различны – реалистические пейзажи лироэпического склада — и произведения из керамики, где природные формы и объемы трансформируются в духе модерн арт. Но тем удивительнее сходство цветового строя, графических очертаний, общее чувство легкости дыхания и широты пространства, чуткое восприятие природы и многое другое, представляющее интерес и с художественной и с психологической точки зрения. Они работают параллельно, независимо, каждый в своей творческой «нише», в разных городах. Но духовная связь, берущая начало с рождения, с детства, не прекращается. Если Владимира Алексеевича мы знаем очень давно – это славный ветеран нашего изобразительного искусства с 70-летним стажем, много сделавший для развития искусства в Башкирии, то Анна лишь не более пяти лет назад всерьез занялась керамикой и до сих пор была неизвестна зрителю Уфы. В Москве Анна — член Союза Художников, постоянная участница групповых выставок и конкурсов. Ее появление на уфимской площадке — неожиданное открытие нового талантливого и интересного автора.
Именно «reflexus» (отражение света, лат.), рефлекс в живописи оживляет изображение, придает объем предметам, меняет локальный цвет. Еще одно качество рефлекса – чем больше источник света, тем мягче его распределение. Владимир Алексеевич является первым учителем и большим источником творческого света для Анны, и ее керамика – мягкое воплощение в глиняных обобщенных формах духа гармонии, тонкие игры прекрасных стихий, свойственные и картинам ее отца. Вторым своим учителем Анна считает замечательную уфимскую керамистку Валентину Кузнецову, в студии которой она еще в юности приобрела первые познания и навыки в этом трудоемком, обманчиво «легком» искусстве.
Творческое кредо Анны, по ее словам – «нести в мир гармонию через керамику.» «Глина — один из натуральных, природных материалов, который был задолго до человечества. Она помнит всё, что происходило на Земле. При всей пластичности она тверда характером. Поэтому иногда диктует свою волю керамисту. Нужно прислушаться к ней, помять ее в руках, почувствовать ее индивидуальность, своенравие, твердость, хрупкость, самоценность. Чтобы потом, в союзе с ней, воплотить свои задумки художника – творца. В своих работах я стремлюсь к красоте линий, изысканным природным цветам, выразительности. И чем более погружаюсь в этот процесс, тем более понимаю — я лишь в начале пути, ибо этот материал бесконечен в познании.» (Анна Панченко)
Творческий путь В. А. Панченко начался в деревне Антоновка Мелеузовского района Башкирии, где прошли его детство и юность. Служба на Тихоокеанском флоте, а затем учеба в Московском академическом художественном училище «Памяти 1905 года» формировали его как пейзажиста – он писал марины и индустриальный пейзаж, что принесли ему первый успех, но более всего ему был близок пейзаж его родной стороны, которому после «духовного возвращения на Родину» в 80х годах он остается верным до сих пор. Сюжеты его картин просты, но по-своему эпичны. Это бескрайние, как океан, поля, небеса, озера и холмы Башкирии. Работа в Худфонде и в БГХМ им. Нестерова, связанная с передвижными выставками по отдаленным районам республики, постоянно обогащала его палитру и творческий кругозор новыми аспектами. Особенно интересуют его «переходные состояния» природы, где философский контекст уважения и любви к «земле-матушке» проявляется и в «небесной жизни» облаков, и в одиноком дереве, и в русле реки, и в линиях бесконечных дорог, уходящих за горизонт. Особенности колористической гаммы художника – свежесть и тональное единство, нюансы сложного цвета, мягкость серых, охристых, голубых и зеленоватых оттенков, уход от декоративной яркости передались и дочери, которая в керамике старается наиболее полно раскрыть возможности материала, не перегружая изделия лишним цветом и деталями, по принципу «Не навреди». Это «глубинное» зрение, очевидно, тоже было передано ей от отца по наследству, как и трудолюбие, и творческий азарт, свойственный ему до сих пор. Cам художник, для которого совместный проект явился неожиданностью, отмечает, что свобода и непосредственность творческого языка Анны, где «цветы дышат, а камни думают» делает ее работы «не очень земными», «устремленными в космос». « Наше родство душ и кровная связь должны были где-то соединиться, осуществиться в «семейном» проекте, это было необходимо, и в этом наш долг друг перед другом, особенно в нынешние времена, когда рвутся привычные мировые связи и мир перекраивается по-другому» (В.Панченко)
Мы все – отраженный свет наших близких, учителей, нашей истории и культуры, своеобразно преломившийся в поколениях. Дополняя, иногда озаряя друг друга даже на расстоянии, мы создаем объем нашей жизни, новый свет творчества. Поэтому метафора, заключенная в названии выставки, очень точна и объемна. Новый проект галереи «Мирас» обещает быть чрезвычайно интересным для ценителей изобразительного искусства.
Эльвира Каримова.