Легкое дыхание о выставке
Лейсан Рахматуллиной

Я вся — тона жемчужной акварели
М.Волошин

Акварель — она родом из детства. Мало кто хоть раз в жизни не попробовал -хотя бы в детском саду — окунуть кисточку в воду, смочить плитку медовой, неподатливой поначалу краски и совершить на бумаге размашистый полет. Пора акварели часто и уходит вместе с детством — трудно оставаться верным этой незатейливой и простой на первый взгляд технике. Однако парадокс в том, что чем более увлекаешься ею, тем более осознаешь ее доброе волшебство — и ужасающее коварство. Лейсан остается ей верна уже почти четверть века. «Акварелью надо заниматься всю жизнь». И тогда она постепенно открывает свои неожиданные тайны, причудливые сокровища. Для каждого они свои—ведь их разнообразие не что иное, как просто водяные разводы, нажим кисти, цветовые и тональные сочетания, спонтанные отражения индивидуальности, всполохи души. Что может быть интереснее и натуральнее, чем такие наблюдения? Для техники «allo primo», самой «рабочей» для нашей художницы, необходимо иметь не только твердость и смелость руки профессионала, но и дерзость ребенка, а также точное знание, чего ты хочешь. Ведь то, что впиталось во влажное пористое тело бумаги, переделать будет уже невозможно, лишь переписать все заново. Детское наивно-поэтическое воображение должно присутствовать, способность одушевлять растения, горы и озера, и небесные светила. Лейсан в полной мере обладает этим даром - чувством удивления перед миром, на который часто смотрим мы сквозь подслеповатое пыльное стекло наших забот и разочарованности в его справедливости и красоте. Это не означает, что ее картины постоянно движутся в мажорном марше (они, кажется, и действительно движутся). Наоборот, нередко они оставляют впечатление светлой грусти, задумчивости, эмоционального напряжения. Об этом говорят и тональные «разрывы» и внезапные всплески золота среди холодной гаммы («Флюиды», «Лестница с небес», «Солнца гнездышко», «Августа хлопоты» и др.) Сами названия исполнены поэзии, дополняя сказочные смысловые оттенки работ. А они-ее символы -не хотят лежать на поверхности, ныряют в абстрактные пучины (недаром Лейсан заняла 2е место за «иррационализм» в акварели на одном из конкурсов); там земля плавно перетекает в прозрачные небеса, озеро в облако, и ветер сеет щедрыми горстями покорных птиц (коров, барашков) по сырому полю ;или это брызги талой воды, «весны звон»; или это рябь на суровой байкальской воде, или стайка осенней листвы… В своих частых путешествиях по разным регионам — Средняя Россия, Сибирь и Байкал, Турция и Онежское озеро, и родные башкирские просторы- Лейсан находит для каждого места свой выразительный язык — в Кижах больше умбры и красок осени, а на Ольхоне сам суровый климат и мистическая атмосфера диктуют строгую монохромную гамму. Натюрморты и букеты -«Калина красная», «Облепиховый сон», багульник и аквилегии, тыквы и луковицы — живут в изобилии разноцветного веселья, «трепет и восторг». Вообще, цветовая гамма родной стороны более светлая и радостная, создающая покой и душевный мир нюансами ультрамарина, огромным количеством оттенков зеленого и теплого серого.(«Аккузевские чаши», «Берег моего детства» и др.)Ведь своей творческой свободой художница обязана прежде всего своей малой родине, своей семье. Еще в деревенском детстве родители, понимая ее любовь к рисованию, создавали условия для работы и созерцания, даже во время сенокоса -самой горячей сельской поры. Родная природа вдохновляет и вселяет надежду даже в самые сложные периоды ее жизни. «Картина — это замочная скважина, в которую можно рассмотреть душу художника». Акварельный мир этого удивительного мастера открыт всем ветрам и чувствам, светел и легок, как дыхание родной весны. Глядя на него, хочется самому творить и радоваться всему окружающему. В этом и есть, вероятно, цель искусства.

Эльвира Каримова. Апрель 2015