С 4 февраля по 15 марта в новом зале галереи « Мирас» на Ленина 72 прошла выставка художников легендарной группы «Чингисхан». В выставке участвовали – Наиль Латфуллин, Расих Ахметвалиев, Василь Ханнанов, Радик Гарифуллин, Наиль Байбурин, Рафаэль Муратшин, Мидат Мухаметов. Именно с этим составом художников галерея начала свою историю, определив своё направление, которое стало основным в деятельности галереи.
На выставке были представлены работы разных периодов творчества: живопись, графика, инсталляции.
РАСШИРЯЯ МИРЫ
Чингисхан… Он писал историю широкими мазками, ломал пространство, форму и находил свою линию горизонта. Так создавалась новая картина мира.
Группа «Чингисхан» была образована в 1990 году. Это было время преобразований и глобальной переоценки ценностей, когда распахивались границы государств и расширялись пределы обыденного сознания. Художники андеграунда, — те самые — из «поколения дворников и сторожей», — которым в стране долгие годы отводилась роль маргинальной группы, получили возможность заявить о себе, и их голос был услышан не только в нашей стране. Перед ними раскрылись двери ведущих выставочных залов, к их работам проявили внимание серьезные галереи и коллекционеры всего мира, мира, который лежал (так казалось многим) возле самых ног. Словом, название творческой группы — «Чингисхан» — никому в то время не показалось излишне претенциозным или неуместным. Оно отвечало духу времени, соответствовало тогдашнему тренду и отражало идею масштабной культурной экспансии…
Их амбиции проклюнулись и вызрели в полумраке подвалов и цокольных этажей, служивших им и творческими мастерскими и площадками жарких дискуссий. Их самонадеянность питалась внутренней свободой и пассионарной удалью, подкрепленной безграничной, почти возрожденческой верой в себя и в свое дело. Культурное поле страны в те годы, хоть и не походило на Великую степь, терпеливо ожидало своих завоевателей.
Признанным лидером «Чингисхана» был Наиль Латфуллин. Феерическое обаяние, талант яркого живописца и графика, художника эмоционального, импульсивного, не затмили в нем дара организатора и стратега. Именно Наилю принадлежит идея создания творческого объединения, костяк которого поначалу составили Расих Ахметвалиев, Наиль Байбурин, Радик Гарифуллин, Наиль Латфуллин, Василь Ханнанов и Ринат Харисов. Позже в состав группы вошли Рафаэль Муратшин и Мидат Мухаметов. Уже первые выставки, состоявшиеся в Санкт-Петербурге, Казани и Москве, получили отличную прессу и одобрительные отклики коллег по живописному цеху. Потом их тепло встречали в США, Австрии, Голландии, Испании, Турции, Франции… О них писали и говорили, пытаясь отыскать им место в границах того или иного стиля, но было очевидно: успех «Чингисхана» является признанием каждого из членов группы. По-отдельности. Как бы это странно не звучало, но у творческого объединения по сей день нет ни собственной программы, ни устава и даже членские взносы, представьте себе, никто не собирает. Они не написали ни одного манифеста и не удосужились договориться о единых творческих принципах. Потому что у каждого из них они свои. Каждый из чингисхановцев никогда не забывал о «сольных» проектах, каждый следовал своим путем, расширяя собственный мир, зону персонального поиска. И это, когда-то казалось, нежизнеспособное объединение готовится в следующем году отметить свой четвертьвековой юбилей. Впрочем, и этому есть объяснение: тот, кто привык крушить барьеры, не приемлет никаких, даже условных рамок. Художников объединяют не программы, а общность эстетических и философских воззрений.
Уже давно нет Наиля Латфуллина (он умер в 1992-м), но есть музей его имени, и «Чингисхан», как и прежде, собирается в путь. Новый выставочный сезон группы традиционно начинается с экспозиции, представленной зрителю в галерее «Мирас». Стоит отдать им должное: художники никогда не забывали об уфимском зрителе. Они всегда понимали, что каждый, даже самый победоносный поход заканчивается возвращением домой.
Хайдар Кульбарисов