Творчество Рашита Хабирова – яркое проявление современного классического реализма, строгим последователем которого он является с юности, со времён учёбы на факультете живописи в Московском государственном художественном институте имени Сурикова. За свою более чем 40-летнюю художественную деятельность он получил широкую известность в стране и за рубежом не только как портретист, пейзажист,автор жанровых композиций, но и как блестящий мастер натюрморта, в частности исторического. «Ортодокс реалистической живописи», Хабиров поднял этот жанр на новую ступень. Изучая классический натюрморт по образцам мастеров разных эпох - позднего Возрождения, малых голландцев, русских классиков живописи, он создал «новую реальность» - свой мир «вещей в себе», рассказывающих историю народа посредством предметной жизни, притом поэтическим, чистым и возвышенным языком. Атрибутика башкирских воинов, национальные орнаменты или бытовая утварь милой среднерусской старины - цель не только в достоверности композиции, хотя достоверность предметов почти осязаема. Автор показывает слияние материального мира с духовным, с миром чистоты и бесхитростной священной правды, что была свойственна нашим предкам и восхищает нас сейчас.

Герои его натюрмортов неподвижны и молчаливы, но за них говорит сама история. Они подобраны вдумчивым оком художника таким образом, чтобы приобрести «вид прекрасного хора вещей», где каждая форма и фактура – дерево, медь, ткань, металл, керамика звучат в унисон друг другу собственным исконным голосом, не перебивая и не крича, но создавая определённую гармоничную мелодию, очень уютную и словно знакомую с детства. Связанные медовым, мягким светом, единством тёплой, в высшей степени натуральной цветовой гаммы, где часто доминируют «народные», символические красный и золотой («Яугир юлы» - «Путь воина», 2016, «Красная смородина», 2000, многие другие работы), предметы словно заряжены любовью и мастерством их создателей. «Старинные, единичные вещи, каждая из которых - создание чьих-то талантливых рук, достойны того, чтобы ими любовались, восхищались люди», - утверждает Рашит Хабиров.

Темой истории и культуры башкирского народа, его национальной природы и характера не исчерпывается важность этих натюрмортов. Как писала блестящий искусствовед Эвелина Павловна Фенина, «этот художник искусно уходит от чисто национальной темы, утверждая приоритеты общеэстетического в искусстве… Создаётся единый сильный эстетический объект». Это относится и к натюрмортам Хабирова, в которых даже современные «дачные» сюжеты («Самовар и колокольчики», 2001) приобретают вневременное значение, и детали ушедшего прошлого словно пробуют новый голос в новой акустике. «Ласкайте детали, божественные детали!», - призывал Владимир Набоков. И мы видим, с какой ласковой, безупречной точностью изображены и венские стулья веранды, и цветы на деревенском полотенце, и самоварная медь, и сияющие балетные пуанты – всё то торжествующее многообразие жизни, что соединяет, подобно тетиве лука, наше прошлое с настоящим и будущим и земное с небесным.

Эльвира Каримова







Режим работы галереи «Мирас»:
Понедельник – пятница с 12.00 до 20.00,
Суббота с 12.00 до 19.00, воскресенье – выходной.
Вход свободный.



г.Уфа, ул. Цюрупы 7, Sheratonplaza Ufa Congress Hotel, 2 этаж.
Телефон: 8(347) 273-17-71 +7 989 95-74-016
e-mail: ufa.miras@gmail.com www. miras.ru