Выставка «Странна»
Азат Басыров

11 декабря 2025 - 18 января 2026
Выставка «Странна» — это собрание визуальных ребусов, «подземный» мир в котором предметы, слова и человеческие чувства сплетаются в одну систему знаков. Азат Басыров работает с языком как с материалом, но зачастую не вводит слова в поверхность изображения. Его высказывание строится на столкновении форм, смыслов и логических ловушек, где зритель вынужден сам восстанавливать исходный код, задавать вопросы и сам же на них отвечать.

Работы художника визуально кажутся доступными — кружка, стол, забор, снежинки, лицо. Но каждая из этих фигур подвергнута смысловому сдвигу. В «Крушке», Кружке с ручкой в форме уха, художник буквально реализует игру слов — предмет начинает слышать и становится живым от изменения одной буквы. В работе «I’m fine» улыбку натягивают два грустных смайлика: внешняя форма радости сдерживает внутреннюю печаль. Буквальная визуализация фразы «грусть в уголках губ»

В работе с надписью «Беспросветная ясность» логическая конструкция никак не сходится, давая размытый образ смысла. Формулировка, лишённая внутреннего согласия, становится способом поймать человека за вечную привычку складывать все внешние знаки в целую, простую и понятную картину. И становится способом продуцировать вопросы — самому себе и формулировке. Здесь художник работает как коллажист языка, сталкивая устойчивые выражения речи и вызывая конфуз восприятия.

Картина «За забором» изображает дощечки, скреплённые в одной плоскости друг с другом. Они смотрят в разные стороны, иногда друг на друга, но остаются зафиксированными в единой поверхности. Вокруг — бескрайнее синее пространство, почти космос. Но эти дощечки не могут разойтись: их свобода ограничена самой структурой, частью которой они являются. Это точная метафора социума. Нам часто повторяют, что человек свободен и всё зависит только от его выбора, но в реальности исходная точка — место рождения, контекст, случайные решения — формируют траекторию куда жёстче, чем индивидуальная воля. Нельзя просто все бросить и уйти: ты встроен в общий договор, в конструкцию, которая держится на таких же дощечках, как ты. Работа Азата показывает, что зачастую мы не автономны, мы натянуты друг на друга. Даже если смотрим в разные стороны, мы все равно остаёмся элементами одной конструкции, которую невозможно покинуть без ущерба её целостности. Название «За забором» может отсылать к желанию отделиться от этой конструкции и отправиться в индивидуальный путь.

Каждая работа — замкнутая система, в которой смысл складывается из столкновения элементов. Зритель должен повертеть эти элементы — как кубик Рубика — чтобы увидеть закономерность. Визуальная логика Басырова построена на совпадениях и смещениях. В искусстве Азата есть невольное попадание в идеи Адорно, о том что объективность явления произведения искусства достигается наличием в нем неустранимых внутренних противоречий, сил, которые борются друг с другом, они его и «возжигают», застравляют разорвать реальность привычного мира.

В работе «Переворот» стол изображён вверх ногами, а его ножки улыбаются. Конструкция, которая должна быть опорой, оказывается на виду, теряя функцию, но обретая лицо. В этом акте «освобождения» предмет перестаёт быть утилитарным и становится участником наблюдения. Человеческое здесь становится основным и универсальным сообщением — как в детской сказке, где оживает забор и у ножек стола появляются глаза и улыбки. Художник возвращает зрителю возможность эмпатии — не к персонажу, а к самой реальности, где вещи обретают взгляд и голос.

Мотив телесности присутствует почти во всех работах. В «Где я?» человек лишён головы — тело и разум разъединены, и этот разрыв становится метафорой утраты целостности восприятия. В Снежинках из костей под названием «Утешение» фантазируется история о грустном людоеде, который в порыве раскаяния над расправой своих жертв сложил из их костей снежинки как акт превращения горя в искусство.

В работе с Елками выражение «еловые лапы» получает буквальное воплощение — у дерева появляются лапы. Эти визуальные превращения демонстрируют скорее аналитичность, чем театральность: художник показывает, как язык создаёт мир и как эта система знаков в свою очередь, формирует наше восприятие.

В работе «Стул» тёмный силуэт человека срастается со стулом на котором он сидит. Безликое слияние человека и предмета рождает ощущение скрытой неустойчивости, но одновременно — интересное наблюдение о нашей привычке срастаться с вещами. Мы превращаем предметы в инструменты, а инструменты — в продолжение тела, до такой степени, что граница между «я» и объектом расползается.
Работа фиксирует способность отличить собственную устойчивость от внешней, способность находить опору в самых простых предметах и метафорах вокруг. Например, в стуле.

Метод Азата Басырова — это работа с вниманием и сдвигом значения. Его искусство лучше анализировать с наблюдательностью как картинки про инспектора Варнике из детского задачника. Оно ничего не объясняет, а лишь вызывает больше вопросов, ставя под сомнение стабильность и ясность повседневных структур.

Сам художник говорит об искусстве так:
«Искусство формирует и кристаллизует то, чем мы являемся. Я лишь расставляю акценты, вылавливая взглядом снежинку из снегопада. Самое главное для меня в искусстве – возможность говорить без слов о месте и времени, о выборочной слепоте и страхе взглянуть на то, кто мы есть».


*

Экспозиция не строит нарратива и не нуждается в нем. В процессе разгадки головоломки зритель может собрать свой собственный ответ из предложенной семиотики.

Куратор выставки Эльвира Саитгареева



Галерея «Мирас» находится по адресу ул. Цюрупы, 7 (Гостиница Sheraton Plaza Ufa Congress Hotel, этаж 2)

Контакты:

+7 (989) 957-40-16
+7 (917) 359‑05‑57
e-mail: ufa.miras@gmail.com