В свое время Огюст Ренуар сказал: «Если бы Бог не создал женскую грудь, я, быть может, не стал бы живописцем». То же самое смело может сказать большинство художников-мужчин. И к Раису Гаитову это относится едва ли не в большей степени – именно любовь к обнаженной женской натуре заставила его почти на год погрузиться в эту неисчерпаемую тему. В результате перед нами целая серия работ в жанре «ню» – рисунок, акварель, офорт, сепия, уголь.
История женского тела в искусстве длинна и извилиста – привлекательность этой темы заставляла художников обращаться к мифологическим сюжетам, чтобы обойти запреты на позирование настоящей обнаженной женщины. С течением времени античные богини Возрождения уступили место земным, но все еще идеальным женщинам у романтиков и импрессионистов. Женщины у Гаитова далеки от идеализации и не лишены чувственности – шаловливые и легкомысленные, как кокотки Тулуз-Лотрека, грузные и откровенные, как модели Люсьена Фрейда, – все они естественны и по-своему привлекательны. Тем не менее, видно, что модели явно позируют, причем позируют не без лукавства, будто сознавая власть своих чар над художником. Каждая женщина, как и в знаменитой балетной позе, арабеске, запечатлена в момент кульминации своей красоты, изящества и женственности.
Художественный мир Раиса Гаитова достаточно разнообразен: тут и создание замысловатых объектов-ассамбляжей, и пейзажи, и натюрморты, и портреты. Но жанр «ню» занимает в нем особое место: те женские образы, которые автор создает в своем цикле работ, звучат настолько проникновенно, что эмоциональный накал берет верх и над неакадемичностью рисунка, и над некоторой долей стилизации в изображении. Именно поэтому обнаженная натура составляет самую основу искусства: ведь человек не может вообразить себе форму более совершенную, чем форма его собственного тела.
Кристина Абрамичева,
арт-критик