15 мая — 23 мая 2018
Выставка произведений искусства из собраний частных коллекций

Выставка произведений искусства из собраний частных коллекций даёт возможность уфимским коллекционерам представить публике несколько наиболее значимых работ из их собраний. В экспозицию вошли произведения башкирских художников: живопись, графика, скульптура.

Собирательство и меценатство в России имеют давнюю традицию, особенно ярко проявившую себя в конце XIX века. Коллекции таких великих меценатов, как Щукин, Морозов, Третьяков, заложили основы крупнейших музеев страны. Во многом благодаря нашим коллекционерам развитие современного искусства в Уфе нашло поддержку, а сами коллекционеры стали участниками формирования общей художественной ситуации в стране с начала 90-х. С самого основания галерея обрастала новыми знакомыми и друзьями. В самом начале пути для многих это было просто хобби. Как правило, тяга к произведениям искусства ограничивалась небольшими салонными работами. По мере того как развивалась галерея профессионально, вместе с нами формировались вкусы наших покупателей. Важно, что они до сих пор не пропускают не одну нашу выставку. Поскольку любая частная коллекция индивидуальна и формируется под влиянием субъективного вкуса и личных пристрастий, критерии выбора определяет сам покупатель, и мы очень благодарны за доверие, которое было оказано нам как экспертам в формировании предложений. Какая история стоит за каждым выбранным экспонатом? Чем руководствуется коллекционер при выборе работы? Экспозиция, в которую вошли произведения из разных коллекций, приобретались в галерее в течение 25 лет.



О пользе коллекционирования и об уфимском искусстве.

История коллекционирования богата курьезами и неожиданными открытиями. Страсть к обладанию предметами искусства во все времена имела как положительные стороны, так и глубоко отрицательные. Нас же интересует положительный аспект этого проявления человеческой натуры, приводящий к серьезным результатам, когда коллекционирование – это не просто накопление ценностей для украшения дома, а, возникшее еще в эпоху Возрождения благородное стремление сохранить созданное ранее и поощрить создаваемое современниками. История знает множество примеров, когда собирательство, приносит прекрасные плоды – из небольшого собрания со временем может вырасти крупная коллекция, пополняющая в дальнейшем музейные собрания, или становящаяся основой нового музея. То же можно сказать и о небольшой, но весьма ценной с точки зрения истории искусства коллекции, собранной в одних руках, если ею правильно распорядится сам владелец, или его потомки и в дальнейшем она снова не рассеется по миру.

Идея собирательства, как сохранения искусства для потомков, отвечает на первичный общий вопрос: зачем коллекционировать. Надо учесть, что далеко не всякая работа может стать предметом интерьера, да и подбор картины под интерьер – не предмет нашей беседы. Мы говорим о произведениях музейного значения, уровня мастерства достойного если не называться шедеврами, то оставить след в истории искусства.

Коллекция – это живой организм, претерпевающий множество стадий развития. Возникшая спонтанно из пары работ, или собираемая планомерно по заранее выстроенной концепции, она в определенный момент начинает требовать все больше контроля и обдуманных решений. С течением времени коллекция захватывает все больше пространства, расширяется круг собираемых художников. Коллекционер – счастливый обладатель уже нескольких десятков работ начинает задаваться вопросами: сколько единиц хранения может вместить собрание, насколько широк охват в географических и временных рамках, насколько стоит обращать внимание на степени известности собираемых авторов, и какова будет судьба собрания в дальнейшем.

Если коллекционер не лишен амбиций, желает своему детищу публичности и признания, он прикладывает огромный труд. Он готовит достойное пространство для хранения, при необходимости обращается к профессиональным реставраторам, работает со специалистами, организовывает показы, участвует в выставках, арт-ярмарках, издает книги, вводя неизвестных и малоизвестных авторов в научный оборот, и всячески развивает интересующее его направление. Для этого в первую очередь сам владелец коллекции должен быть увлечен процессом собирательства. Не будучи специалистом в области искусства, владельцу придется отдавать в первую очередь себе отчет в том, что он приобретает (кстати, ни Щукин, ни Морозов, ни известные современные владельцы собраний произведений искусств не искусствоведы). Коллекционер, собирающий работы современников, несет еще одну благую миссию – поддерживая талант художника, вкладывая собственные средства в искусство, он становится меценатом.

Коллекция должна работать, и соответственно желательна ее публичность. Можно собирать коллекцию для себя, не показывая ее никому, кроме близких людей. Но тогда она останется в безвестности. К тому же общение с публикой и известность коллекции часто приводит к новым знакомствам и новым предложениям. Публичность развивает и расширяет горизонты.

Второй ответ на вопрос о надобности коллекционирования затрагивает экономический аспект. Коллекция – это инвестиция, краткая, или долговременная. В любом случае предполагается, что собираемые предметы искусства, даже если сейчас не возникает вопрос об их продаже и в дальнейшем они станут частью собрания музея, имеют определенную цену. Если возникнет необходимость их можно продать и со временем они могут приобрести более высокую стоимость. Как уже говорилось, коллекция постоянно пополняется, через некоторое время методом проб и ошибок возникает понимание, какие работы и художники особенно важны, проявляются жемчужины собрания, а какие авторы представляют собой круг, характеризующий время, эпоху. Таким образом, произведение искусства оказывается одновременно ценностью и духовной и материальной.

Изобразительное искусство Уфы – современное и более раннее – достойно коллекционирования, фундаментального исследования и продвижения в мир. Это мощный пласт российского и часть мирового искусства, о котором в будущем мы будем говорить, как об уфимском культурном феномене.

Мария Филатова
искусствовед, научный сотрудник отдела Кавказа, Средней Азии, Сибири, хранитель постоянной экспозиции изобразительного искусства и скульптуры Кавказа и Средней Азии Крайнего Севера Государственного музея Востока. Хранитель и собиратель коллекции изобразительного искусства и скульптуры Фонда Шигабутдина Марджани

.