С 18 марта по 24 апреля выставка живописи Мидата Мухаметова и графики Рафаэля Муратшина «Земля и небо».
Выставка «Небо и Земля» представляет двух, хорошо известных уфимской публике авторов, участников творческого объединения «Чингисхан», Мидата Мухаметова и Рафаэля Муратшина. Из названия, вполне логично, могло бы следовать некое противопоставление в духе «волна и камень, лед и пламень». С моей точки зрения, рассматривать этих авторов совместно, в единой экспозиции всегда очень интересно. Будучи кардинально, на первый взгляд, различными стилистически, они прекрасно дополняют друг друга, как не тревожат глаз смотрящего, сходящиеся на линии горизонта небо с землей.
Рафаэль Муратшин.
Живописец, график.
1962 Родился в Уфе.
1985 Окончил УАИ факультет системы управлений.
1988 Окончил вечернее отделение Худ школы №2
1996 Участник молодёжных, республиканских, международных и групповых выставок.
С 1997 года лен творческого объединения «Чингисхан».
Живёт и работает в Уфе.
Мидат Мухаметов
Живописец, график.
1955 Родился в селе Мустафино Шарлыкского района Оренбургской области РСФСР
1979 Окончил УУИ отделение изобразительных искусств.
С 1980 Участник молодёжных, республиканских, международных и групповых выставок.
1995 Член СХ РФ
С 1997 года член творческого объединения «Чингисхан».
2008, 2014 Дипломант Союза художников России. Москва.
Живёт и работает в Уфе.
В современном арт мире мы стремительно отходим от извечной искусствоведческой потребности дать всему имя, определить направление, истоки творчества и даже конкретизировать: перед нами живопись или графика, к радости художника и публики, уже не является необходимостью. Вечными же, по-прежнему, остаются постоянные поиски авторами своего языка.
На примере любой из представленных работ, зрителю будет очевидна потребность обоих художников минимализировать выразительные средства, сделать свое высказывание, сколь возможно, более лаконичным и емким. Сами авторы, условно, причисляют себя к Ташизму/tachisme от /фр./от tache – пятно, направление в европейской абстракции середины 20-го века. Характерными для основателей направления, Сулажа, Хартунга, Базена, были эскперименты с крупным мазком и ритмикой, отход от символических элементов. Эту же тенденцию мы видим у наших авторов. Нарочито сознательный отход от знаковости дает нам полную невозможность семиотического разбора произведения, а, следовательно, полную свободу для эмоционального и чувственного восприятия. Перед нами живопись или графика? Не знаем! Где небо, а где земля? Это, как вы захотите! Смотришь на работы Мидата и чувствуешь огромное количество воздуха, свободы, как в ковыльных полях его родных мест. Рафаэль, как срез горных пород, только вот земных или космических?
Творческий путь Мидата Мухаметова включал в себя работу в различных направлениях: реализм, разнообразная абстракция, игра с геометрией, формой, но неизменно и с цветом. Тем неожиданнее и интересней был его отказ от широты цветовой палитры. Работы последних лет почти ахроматические, что каким-то волшебным образом не отменяет, а лишь подчеркивает их чувственность и живописность. Ушли с его полотен и знаки-символы, которыми был насыщен его предыдущий творческий период. Здесь и сейчас мы видим мощную, монументальную работу с пространством холста и мелодикой мазков и линий, кажущихся на первый взгляд спонтанно-импульсивными.
Рафаэль Муратшин всегда был художником «трудным» и от слова труд и от слова сложность. Техническая трудоемкость процессов создания его работ не вызывала сомнений, зачастую непросто было определить на глаз материал, слойность, которые придавали полотнам тот или иной эффект. Зная любовь автора к изыскам и экспериментам, удивительно видеть его работы последних лет, выполненные максимально просто с технической, материальной точки зрения. Ритмически, музыкально повторяющиеся элементы и мотивы на его полотнах ничуть не проигрывают от аскетизма исполнения, напротив, становятся, как не парадоксально, более объемными и энергийными. Не свойственное ему ранее, открытое использование цвета, выглядит максимально органично при сохраняющейся общей тяге к графичности и предельной лаконичности выражения.
Авторы не обременяют зрителя концепцией и не создают четких рамок для восприятия. В период становления каждый художник долго и мучительно «работает в материале», договаривается с ним, пытается преломить его возможности. В зрелом периоде творчества художника все больше проступает отказ от игр с техническим компонентом, что позволяет его высказыванию быть максимально честным и прямым, читаемым без посредников в виде критика и лишних знаний. А возможность воспринимать произведения чувственно всегда большой подарок публике любой степени искушенности.
Екатерина Суворова