С 1 по 15 марта в галерее Мирас прошла выставка печатной графики «Зеркальный мост». В выставке участвуют авторитетные графики: Камиль Губайдуллин, Раис Гаитов, Талгат Масалимов, Ольга Самосюк, Айрат Терегулов, Игорь Тонконогий.
Произведения участников выставки неоднократно завоёвывали самые серьёзные награды в самых престижных выставках графики в России и за рубежом. Выставка «Зеркальный мост» — это путешествие в мир печатной графики, цель которой рассказать зрителю о её уникальных возможностях, показать разнообразие. Традиционные графические печатные техники – офорт, линогравюра, гравюра на дереве, сухая игла — говорят об основных направлениях печатной современной графики. Экспозиция выставки включает работы, начиная с 90-х по сегодняшний день, графические печатные листы разного формата и также мини графику, размеры которой не превышают 15х15 см. Этот формат используется в экслибрисе, создающий триединый мир книги, её владельца и художника. Мини-графика даёт возможность выражать смысл и идею произведения, в небольшом изображении, искать адекватные способы передачи настроения, эмоций, тем самым демонстрируя зрителю колоссальные возможности печатной графики.
Выставка «Зеркальный мост» представляет зрителю печатную графику ведущих башкирских мастеров, чьи работы неоднократно экспонировались в экспозициях международных графических биеннале. Именно графика, в силу своей мобильности стала на рубеже 20-21 веков своего рода культурным «мостом», позволившим башкирскому искусству войти в общемировой художественный процесс. Мостом между зрителем и художниками, между зарубежными странами и нашей республикой. В творческом багаже наших художников немало международных наград и дипломов. Между тем на мировой уровень графика Башкортостана вышла чуть более двух десятков лет назад – срок по меркам истории искусства небольшой. Впрочем, и сама печатная графика в республике появилась лишь во второй половине 20 века, не успев еще завоевать зрительские симпатии так широко, как это сделала башкирская живопись. В отличие от более привычной и понятной живописи, где цвет собственно и является самым выразительным средством, графика имеет иной язык – более лаконичный и условный и оперирует она чаще лишь черным и белым. А если мастера эстампа и используют иной цвет, то он локален и, как правило, носит условный характер. Выразительность печатной графики зависит не от цвета, а чаще – от соотношения черных и белых пятен, от разнообразия и характера штрихов, степени динамики линий. В силу специфики языка, искусство печатной графики не всегда бывает понятно зрителю. Восприятие графики требует большого зрительского опыта, насмотренности, вчитываемости в ее изобразительную структуру.
Печатная графика – искусство трудоемкое: художник в одном случае процарапывает (гравирует) изображение специальными резцами, в другом – протравливает его с помощью кислоты, в третьем – рисует жирным карандашом или специальными красками на типографском камне, а уже затем с помощью печатного станка воспроизводит изображение на бумаге. И этот отпечаток («эстамп») получается зеркальным отображением того, что художник сделал на пластине. С одной пластины можно отпечатать и десять, а в некоторых техниках и сто оттисков, однако это не уменьшает ее художественной ценности или значимости работы самого художника.
При печати эстампа выявляются особенности каждой техники: бумага сохранит и тонкие линии резца, и разную насыщенность тоновых пятен, зависящую от количества и времени травления офортной пластины кислотой, и мягкую структуру или даже фактуру дерева, и литографскую бархатистость. Сложный и трудоемкий процесс рождения произведений печатной графики требует от художника, помимо воплощения чисто творческих задач, еще и наработанного технического печатного опыта.
В 1960-80-х годах графика Башкортостана в целом, развивалась в пределах графических традиций изобразительной культуры страны, то уже в 1990-х башкирский офорт и сухая игла, линогравюра и литография обрели самостоятельные, самобытные характеристики. И обусловлены они были не только национальной тематикой работ, свойственной графике предыдущего периода, но уже и оригинальностью исполнительских манер, и техническими находками ведущих башкирских мастеров.
В башкирском печатном искусстве конца 20 века офорт занимал ведущее место. В середине 80-х он обогатился новыми техническими приемами, стал смелее применяться в сочетании с другими техниками, а с приходом в графику ишимбайского художника Камиля Губайдуллина и вовсе обрёл новые качества. Камиль Губайдуллин (1949-2017) – фигура знаковая в башкирской графике, реформатор ее технических приемов и принципов, ее характера и содержания. В поисках выразительности графического листа он «сломал» традиционное отношение к пространству в офорте, трактуемому белым нетронутым краской листом, применив многократное травление офортной доски, в результате чего пространство стало формироваться глубоким темным тоном, смело пересекаемым широкими энергичными штрихами, увеличивающими эмоциональный накал произведений. Серьезность и глубина тем, поднимаемых Камилем Губайдуллиным, сила художественных образов, смелое и решительное переосмысление принципов трактовки графического листа обеспечили его произведениям эпическую программную монументальность, превосходящую все существующие до него мыслимые пределы искусства графики. Он поднимает проблемы экологии природы («Гнездо», «Берёзовый сок»), истории и этнической культуры («Осенняя мелодия предков», «Башкирский палас», «Ниспослание Коркуду»). Художник харизматичный, чье искусство по своей природе насыщенно огромной внутренней энергией, и не оставляет шанса для бесстрастного и холодного восприятия, Губайдуллин привлек к графике многих молодых художников, вдохновив их на смелые новаторские эксперименты с техникой и формой в печатной графике.
Творчество Айрата Терегулова охватывает многие техники печатной графики: офорт, сухая игла, линогравюра, гравюра на дереве, смешанные техники, компьютерный дизайн. Почерк художника базируется на стилизации форм и своеобразном видении мира. Уже к началу 2000-х, будучи одним из наиболее активных участников международных профессиональных конкурсов, Айрат Терегулов приходит известным мастером, в чьих работах сконцентрированы многие наиболее яркие черты современной графики. Его работы легко вписываются в общий контекст современной мировой графики: в них присутствуют современность изобразительного игрового «текста» (серия крупноформатных линогравюр «Габитус»), подчас легкая ирония (листы «Юбка», «Каска») и всегда – стремление к совершенству технического мастерства, к выразительным возможностям штрихового разнообразия. Эти специфические качества современного эстампа превращают графику Айрата Терегулова в сложное искусство, произведения которого адресованы подготовленному зрителю, способному оценить кроме смыслового содержания, еще и исполнительское мастерство автора, выраженное в экспрессии продуманных линий, пятен, штрихов, которыми формируются композиции.
В произведениях Игоря Тонконогого реальность предстает в выразительных образах животного и предметного мира. Однако, не сам по себе анималистический жанр и предметы занимают художника. Повод к их изображению кроется глубже. На протяжении всего творчества художник предстает выразителем извечной человеческой мечты о свободе – физической, духовной, пространственно-временной – свободе от «прокрустова ложа» выстроенных социумом обстоятельств и правил, навязанных связей и идей. В его носорогах, мамонтах, птицах, стянутых путами, в поломанных и искаженных предметах, в фантастических нагромождениях странных сооружений, мчащихся куда-то наперегонки с треугольниками бумажных самолётиков, читается аллегория противостояния прогресса и природы, аллегория относительности времени, вечный пленник которого в реальности – человечество.
Тематика графического творчества Ольги разнообразна: главная тема большинства ее работ – история культуры и религии, хотя не с меньшим интересом она обращается и к иным темам. В экспозицию включены ее серия «Знаки зодиака» 2017 года и целый ряд графических миниатюр – экслибрисов. Именно в миниатюре, требующей кропотливой работы и концентрирующей в ограниченно-малом пространстве весь спектр специфических черт печатной графики, блестяще проявилось мастерство Ольги – безупречное владение линией, орнаментальность в проработке костюмов, отдельных деталей и композиции в целом, точная расстановка выразительных цветовых акцентов. Серия «Коло года» представляет мироустройство по представлениям древних (пространство Нави, Яви, Слави и Прави) и пантеон богов древних славян (Велес, Даждьбог, Семаргл, Перун и др.). Появлению серии предшествовали тщательное изучение древнеславянской мифологии и прочтение ведических сказаний древних славян («Велесова книга», «Голубиная книга» и т.п.). Среди работ серии есть сюжетные листы – обряды, празднества, традиции древних славян («Братчина» («Братина»), «Качели», «Прыжки», «Ряженые»), в которых композиции многофигурны, имеют драматургию, множество деталей, требующих рассмотрения. Другие лситы по изобразительному языку более лаконичны: образ несколько монументализирован (несмотря на мини-формат), деталей меньше и они не столь явно читаются. Но и здесь интересны и узорочье одежд, и убранство коня («Перун»), да и оставшееся пространство представляет собою Вселенную, заполненную звездами и астрологическими символами. Астрология – тема и среднеформатных листов серии «Знаки зодиака», в которых, помимо упомянутых уже качеств графики О.Самосюк, зритель отметит и пластику тел, и выразительность поз, и оригинальность художественной трактовки каждого знака.
Исторической памятью вызваны к жизни темы произведений Талгата Масалимова. Фольклорные мотивы, башкирские традиции и собственные воспоминания о деревенском детстве – разнообразны темы его работ, но объединяет их общая программа: стремление представить жизнь как неразрывную нить времен и поколений. Художник широких интересов, из всех печатных техник он выбирает линогравюру. При этом сам его подход к линогравюре ломает привычное представление об этой технике, которая долгое время не могла избавиться от шаблонного набора гравируемых штрихов, регулярно ложащихся параллельно друг другу в том или ином порядке. Линогравюра в исполнении Масалимова обретает свободу рисунка. При этом работы могут быть реалистичными в своей изобразительной системе, сюжетно-жанровыми (серия «Войлоковаляние» или «Тукай и Шурале»), либо, напротив, более условными и тяготеющими скорее к декоративным приемам (лист «В саду» или серия «Читен»), но и в том, и в другом случае за конкретикой сюжетов и тем стоят широкие обобщения.
Раис Гаитов (1956-2017) – живописец, признанный мастер цвета и рисунка, в начале 2000-х годов смело вошёл в печатную графику. Невероятно быстро осваивая ее техники, а подчас смело смешивая гравированный или травленый штрих с техникой цветного штампа (при этом печатая в два-три прогона: отдельно печатая с доски штрихованное изображение, отдельно – цветовое пятно), он добился чистоты исполнительского мастерства и достойно представлял современную башкирскую графику на международных выставках.
Представленная зрителю экспозиция выставки даже в этом небольшом авторском составе достаточно полно открывает зрителю и само искусство печатной графики, и уровень современного башкирского эстампа.
Ирина Оськина, искусствовед.