В жанровом отношении проект представляет собой большой и длительный международный фестиваль, события которого проходят с сентября по декабрь 2021 года в городах Берлин, Варшава, Кросно, Гданьск, Москва, Уфа, Петрозаводск, Тверь. В выставках будут участвовать художники из России, Польши и Германии. Проект осуществится в гибридном формате: и все его события будут доступны также на онлайн-платформе.
Слова «птицы» и «велосипеды» практически всеми воспринимаются позитивно и перспективно: свобода полета, преодоление, скорость, освобождение от рутины, движение к новому, открытие, расширение границ, – все это обещают и птицы, и велосипеды. Экология, новая урбанистика и здоровый образ жизни прорисовываются за простой природно-технической метафорой («птицы и велосипеды»).
Идентичности людей, стран, сообществ и городов неожиданно просматриваются сквозь призму наблюдения и участия (наблюдения за птицами и ездой на велосипеде), – это основание для представления нового образа жизни в условиях изменяющихся территорий, заботе о сохранности природного окружения и расширении деятельного общения как в физическом пространстве города, так и в рамках формирования онлайн-сообществ.
«Птицы и велосипеды» — это проект, из которого, по нашей задумке, должны вырастать другие проекты. Это проект с «открытым кодом». Мы предложили городам и площадкам самим выбрать темы и проблемы, с которыми им интересно бы было поработать. И надеемся, что в результате такой рефлексии образуется множество пересечений, общих точек, векторов развития.
«ЖЕСТКАЯ ВОДА» — уфимская часть масштабного международного проекта « Птицы и велосипеды». Каждый художник, так или иначе приближается к этой обширной теме, проецируя свои мысли и тревоги по поводу чистоты окружающего мира, духовной свободы. Так и наши молодые представители современного искусства Уфы представили свои рефлексии и сюжеты, связанные с водой — символом жизни на Земле. Кроме уфимских художников в проекте приняли участие авторы из Петербурга, Петрозаводска и Польши.( Далее можно текст из пресс-релиза о значении воды для уфимцев после фенольной истории.)
Ринат Миннибаев, обладающий обостренным «глобальным» зрением, продолжает главную для себя тему экологии и ресайклинга. На рельефных картинах в авторской технике бумажного литья -не только обезвоженная Земля с горних высот и мрачные геоглифические знамения на ней, но и образы подземных древних останков цивилизации (крылья птиц, скелеты рыб).В этих подробных убедительных изображениях прошлого-будущего с высоты птичьего полета проявляется и натурализм Миннибаева и его космогоническая любовь к нашей планете.
Александр Соболев и Азат Галиев, основатели «Кафедры психо-физики», представили «лабораторные работы» на тему «воздействия и измерения стихий». «Что следует знать? Что жизнь зародилась в воде, и все, что в ней когда-либо было растворено, обязательно окажется в нас. Если вода «мягкая», она смоет всю грязь… Мы – заложники воды. В мире так мало чистой воды…» Изобразительный язык «Кафедры» ностальгически-детский, понятный на уровне чувств, он словно обнажает иную суть привычных вещей. Этои метаморфозы линий на медной фольге, и странный «Анематоркрыльчатый» для измерения ветра, и загадочный артобъект « Хрупкое боится влаги» с маркой птицелова на коробке.
Булат Бадамшин.
Красноречивые и в то же время скупые на эмоции фотографии – как документальная иллюстрация темы «жесткой воды». Набережная Белой, закованная в бетон, с угрожающими черными облаками, нависшими над любимой рекой – символичные кадры опасности, грозящей городу.
Тимофей Дорофеев объяснил, свою картину цитатой: « Вода – жизнь. Какая жизнь, такая и вода». Его абстрактное полотно «Странные свойства воды» 2021 – торжество голубых лоскутов и осколков, волна мощного движения, закружившая свободную стихию, кристально-чистую, несмотря на вредные примеси, химию и прочие факторы. Вода, словно птица, пытается вырваться из смертельных ядовитых оков.
Алия Хансен представила инсталляцию «Всюду жизнь», где использованы театральные принципы интерактивности. Она решила композицию в двух плоскостях: горизонталь стены и вертикаль, уходящая в глубину. На «сцене» - колодец, вокруг земля, которую мы безжалостно топчем в своей бесконечной суете –об этом говорит видеоряд сверху. Колодец, как портал тишины и чистоты, а также источник воды жизни. «Остановись, послушай, присмотрись!» Идею также дополняет живописное полотно «Симфония».
Нелли Акчурина показывает уникальность внутреннего мира человека на примере текстильного арт-объекта «Капля», которая вбирает на своем пути множество различных веществ. «В чем счастье капли? Найти путь к Океану, после всех преобразований встретиться с мечтой, с любовью, которая навсегда. Цель человека – и в самой жесткой воде не потерять свою мягкость и чуткость души».
Ольга Цимболенко.
Для нее тема «вылилась» в наблюдения за различными состояниями воды в нашей жизни, зафиксированные в живописных работах (« Бассейн «Юность», « Вода и полиэтилен») и вартобъектах « Башкирское море» и « Электричество в воде». Первый объект – фантазии на тему далекого прошлого, когда шиханы были морским дном, а второй – своеобразное воплощение удивительных качеств воды в дожде. « Я всегда любила смотреть на молнии, это для меня как праздник. И эта штука из проволоки – вечный ливень и молния… Мне нравится стоять на мосту в дождь, между двумя видами воды… Мне нравится, что шиханы были морским дном, а скоро на них ляжет снег, который тоже вода.»
Азат Басыров.
В панно «Фенол» он выразил свою тревогу за нашу среду обитания — в виде волчьего оскала и резких, острых линий, звучащих как предостерегающий восклицательный знак всему роду человеческому. В других его аллегорических произведениях звучит та же тема, выраженная экспрессивно и с присущим автору поэтическим лаконизмом.
Сергей Гапанович — скульптор из Петрозаводска.
«Процесс трансформации во всех сферах жизни начинается там, где возникают ограничения», — считает он. Арт-объект « Мягкая сила» — камень, что пытается вырваться из железной клетки. Камень – антипод воды, но также зависит от нее, только во временном измерении процессы длятся дольше. Как и вода, это «мягкая сила». Главная мысль — стремление к свободе через изменения, трехмерная проекция тщетности человеческих усилий заключить природу в тюрьму.
Юлия Франке. Санкт-Петербург.
Свои графические фантасмагории она комментирует так: «Вода в фольклорной литературе часто являлась проводником в иные неизведанные миры. Через ее призму героям открывается новое видение: пути спасения и потусторонние грани бытия. Моя серия работ представляет собой размышления о влиянии и изменении привычных глазу ощущений и форм, которые мы можем заметить с помощью водной стихии..»
Дагмара Скварска (Польша).
«Вода – живительная жидкость, мы практически состоим из нее, и она необходима для нашего выживания. Именно поэтому я хотела посвятить свою серию плакатов для выставки в Уфе воде и природе. «Черная вода» — это кульминация всех работ. Мать-природа утонула в черной воде, ее тело дрейфует на поверхности среди растительности мрачных цветов… Весь цикл довольно мрачен и пессимистичен для восприятия. Однако на самом деле это предупреждение для человека».
Давид Херда. Польша.
Автор занимается в основном анимацией в сочетании с записью на камеру. Также экспериментирует с фотографией и живописью. « С самого детства я интересовался искусством, понимаемым в самом широком смысле. И с самого детства я чувствовал потребность по-своему фиксировать окружающую действительность и себя в ней. Именно об этом мои работы.»
Марселина Цеджинска. Польша.
Образы ее цифровых плакатов – животные и природа в их символическом значении ( « Лес», « Ворон», « Лис», « Олень», « Материнство»). Это аллегории, реализованные в формате цифровой графики, своеобразные графические афоризмы, иллюстрирующие хрупкость и уязвимость окружающей среды и ее вечную красоту и мудрость.
Вода, умеющая говорить и петь на разные голоса – весенняя капель, грохот океанических волн, щебет неисправного унитазного бачка и множество других звуков; вода, принимающая любые формы, способная окраситься в любой цвет, хранить и позитив и негатив, она сравнима с творчеством художников самых разных, порой противоречивых направлений. Но все мы — сообщающиеся сосуды с одной идеей – видеть и нести прекрасное.
Э. Каримова
Партнёры и поддержка:
Фонд «Российско-польский центр диалога и согласия» (Москва, Россия)
АНО «Центр просветительских и культурных проектов» (Москва, Россия)
КЦ «Палаты Украинцева» (Москва, Россия)
Центр современной культуры «Рельсы» (Тверь, Россия)
Медиа-центр «Выход» (Петрозаводск, Россия)
Культурный центр DK KADR (Варшава, Польша)
Галерея BWA Krosno (Кросно, Польша)
German Federal Foreign Office for the Expansion of Cooperation with Civil Society in the Eastern Partnership Countries and Russia (Берлин, Германия)
Instytut kultury miejskiej (Гданьск, Польша)
Гданьский технологический университет (Гданьск, Польша)
Momentum Gug (Берлин, Германия)
Галерея «Измайлово» объединения «Выставочные залы Москвы» (Москва, Россия)
Галерея «Мирас» (Уфа, Россия)
Польская общественная организация «Возрождение» (Уфа, Россия)
Виртуальный музей Антропоцена (Польша)